История аниме

обсуждение анимешек и манги

Модераторы: Ksenia, ar-to, Mary-Candy Moon

Ответить

Вы интересуетесь историей аниме?

Да, и много знаю об этом
2
29%
Знаю не очень много, но интересуюсь
5
71%
Нет, меня она совершенно не волнует
0
Голосов нет
 
Всего голосов: 7

Аватара пользователя
КендиТерриЯ
Основатель и ex-админ candy-terry.com
Сообщения: 4645
Зарегистрирован: 05 июн 2006, 11:01
Род занятий: http://candy-terry.com
Откуда: Украина
Контактная информация:

История аниме

Сообщение КендиТерриЯ » 16 июн 2006, 23:37

История аниме


Новая японская анимация (1960-1970)
Классика 1970-х (1970 - 1979)
Начало "Золотого века" (1980-1985)

Тэдзука и появление аниме


Третьим крупным проектом студии Тоэй Дога стал фильм "Путешествие на Запад" (1960) режиссера Тайдзи Ябуситы. Это была экранизация манги Тэдзуки "Большое приключение Гоку" (1952-1959). Ее главным героем был персонаж популярнейшего на Дальнем Востоке средневекового китайского романа У Чэнъэня "Путешествие на Запад" предприимчивый и неунывающий Сунь Укун, Повелитель Обезьян. В Японии он был известен под именем Сон Гоку и впоследствии стал персонажем многих комиксов и аниме-фильмов. Манга Тэдзуки представляла собой очень вольный и адаптированный для детей вариант приключений Гоку, который должен отправиться на Запад и добыть там священные сутры - буддийские религиозные тексты. Естественно, что Тэдзуку привлекли к созданию этого фильма, вместе с ним над фильмом работал его коллега и друг, известный в будущем мангака Сётаро Исиномори. В процессе работы Тэдзука заинтересовался положением вещей в национальной анимации и был удручен тем, что японская анимация все-таки не имеет того успеха, который приобрела в Японии анимация американская. В тот момент в Японии активно развивалось телевизионное вещание, и ТВ-экраны заполняли американские мультфильмы, среди которых особой популярностью пользовалась продукция студии Ханна-Барбера. Увлеченный успехом американских анимационных ТВ-сериалов и ростом популярности среди японской читателей научной фантастики (в том числе и самого Тэдзуки), он предложил скрестить два этих жанра и начать выпускать малобюджетную японскую ТВ-анимацию, привлекающую зрителей не техническим совершенством, а оригинальными и увлекательными сюжетными линиями, основанными на мотивах, взятых из научной фантастики. В 1961 году Тэдзука основал собственную анимационную студию Муси Продакшнс. Для начала он выпустил в 1962 году некоммерческий экспериментальный фильм "История одной улицы". Это было поэтичное, музыкальное и символическое зрелище, рассказывающее историю целого государства через показ сцен из жизни всего лишь одной улицы. Фильм имел яркую антивоенную и антитоталитарную направленность. В 1961-1962 годах студия "Тоэй Дога" продолжала создание полнометражных цветных анимационных фильмов, выпустив "Андзю и Дзусио-мару" и "1001 ночь - Приключения Синбада", оба - режиссера Тайдзи Ябуситы. Первый из них представляет собой экранизацию древней японской легенды о юноше, семья которого была продана в рабство, и которому, повзрослев, пришлось проделать огромный и опасный путь пешком в поисках своей матери. В дальнейшем эта история неоднократно экранизировалась и в аниме, и в кино. Второй фильм - экранизация классического фрагмента "Сказок 1001 ночи". Ободренная успехом своей первой работы, в январе 1963 года команда студии Муси начала производство и показ первого значительного японского черно-белого анимационного телесериала "Могучий Атом" (1963-1966). Но это был не первый японский анимационный ТВ-сериал. Самым первым был "Календарь в картинках"(1962-1964) студии Отоги. Тем не менее, сейчас историю ТВ-аниме принято начинать именно с "Могучего Атома". Это был детский фантастический сериал о приключениях смелого и умного мальчика-робота по имени Атом. В отличие от большинства анимационных телесериалов, выходивших до этого, у "Могучего Атома" был метасюжет, то есть, помимо отдельных сюжетов в каждой серии, в нем был один общий сюжет, проходящий через весь сериал и связывающий его в единое целое. На протяжении развития метасюжета появлялись и исчезали новые главные герои, у них менялся характер, они взрослели и старели. Важным персонажем этого сериала стал один из главных отрицательных героев - "брат" Атома, также андроид, но выглядящий не как мальчик, а как взрослый молодой человек. У него была девушка, влюбленная в него, но страдающая от излишне гордого и самоуверенного характера этого андроида. Уже одна эта сюжетная линия, сейчас кажущаяся немудреной, ставила сериал в повествовательном отношении выше не только всех существовавших на тот момент анимационных сериалов, но и большинства популярных детских комиксов. А ведь были и другие сюжетные линии, также ранее не встречавшиеся в японской анимации, выводившие ее на принципиально новый уровень повествования.

Первые сёнэн-сериалы

Успех "Могучего Атома" был столь значителен, что уже к концу 1963 года в Японии было создано еще четыре студии телевизионной анимации, не считая ТВ-подразделения студии Тоэй Дога. Наиболее значительной из них сразу стала Теле-Картун Джапан, начавшая выпуск в 1963 году двух сериалов. Первым из них был первый анимационный ТВ-сериал об управляемых огромных роботах,"Железный человек номер 28" (1963-1965) по мотивам манги Ёкоямы Мицутэру, в нем ребенок управлял огромным роботом с помощью дистанционного управления. Но в дальнейшем закрепилась идея пилотирования механизма (герой находился внутри робота), что вносило в сюжет возможность гибели пилота во время управления роботом и значительно повышало накал повествования. Вторым сериалом Теле-картун Джапан стала "Деревня отшельника" (1963) - первый японский сатирический аниме телесериал, высмеивающий разнообразные человеческие пороки. Уже к 1964 году сложился канон ТВ-сериала направления сёнэн-аниме. Его главным героем должен был быть мальчик, либо изначально обладающий, либо наделенный необычайными свойствами и умениями, а также имеющий четко сформулированную цель, для достижения которой он должен использовать эти умения и свойства. Преодолевая внешние и внутренние препятствия, заводя друзей и врагов, мальчик учится жизни и постепенно взрослеет. Характерно, что романтические отношения в этих сериалах практически не присутствуют, часто девочки/девушки появляются только на правах "боевого товарища". Очевидно, что речь идет о классическом мифологическом "сюжете взросления", давно известном в культурологии. И художественный интерес представляет не столько сам этот сюжет, сколько все то разнообразие приемов и идей, которое японские аниматоры используют для расцвечивания этой широко известной концепции. В 1964 году Тэдзука выпускает первый в истории Японии полнометражный анимационный фильм по мотивам аниме сериала - "Могучий Атом - Космический герой". С этого момента и до начала 80-х основную часть полнометражной анимационной продукции Японии постепенно стали составлять именно такие фильмы - продолжения популярных ТВ-сериалов. Из других значительных событий 1964 года следует отметить основание одной из крупнейших анимационных студий Японии - Токио Муви Синся, или TMS. В 1965 году компания Муси начала выпускать свой первый цветной ТВ-сериал "Император Джунглей" (1965-1966), режиссером которого стал молодой аниматор Ринтаро из команды учеников Тэдзуки. В основе этого сериала также лежала манга Тэдзуки, и повествовал он о приключениях львенка Лео, рано потерявшего своего отца - Царя Зверей - и путешествующего по миру, чтобы потом вернуться и отомстить убийце отца - своему дяде. В основу канвы сюжета, как нетрудно догадаться, был положен сюжет "Гамлета". Впоследствии на основе идеи этого сериала был создан диснеевский "Король Лев". В том же 1965 году выходит ТВ-фильм студии Муси"Новый остров сокровищ" по мотивам уже упоминавшейся манги Тэдзуки. Вообще, в 60-х экранизируется большая часть манга-сериалов Тэдзуки, принося ему солидные доходы. В этом же году братья Ёсида (Тацуо, Кэндзи и Тоёхару) создают ТВ-аниме студию Тацуноко Продакшн и выпускают свой первый сериал "Космический Ас" (1965-1966), вполне соответствующий канону сёнэн-аниме. Тогда же выходит полнометражный фантастический аниме-фильм студии Тоэй Дога "Космические путешествия Гулливера" (1965), в котором свою первую значительную работу получил аниматор Хаяо Миядзаки.

Рождение сёдзё-аниме

В 1966 году студия Тоэй Дога выпускает первый невероятно успешный аниме-сериал для девочек (сёдзё-аниме) - "Ведьма Салли" (1966-1968), основанный на манге Ёкоямы Мицутэру "Ведьма Санни", которая, в свою очередь, была основана на американском не анимационном ТВ-сериале "Ведьмочка". Первые семнадцать серий были черно-белыми, остальные - цветными. Также как и сёнэн-аниме, сёдзё-аниме рассказывает историю взросления, только не мальчика, а девочки. Соответственно, главным героем такого сериала является девочка. Сюжет часто связан с превращениями главной героини или с высвобождением каких-то ее скрытых способностей. В дальнейшем для этих сериалов стали характерны сложные романтические истории. Это был не только первый сериал для девочек, но и первый сериал о "девочках-волшебницах" ("махо-сёдзё") - один из наиболее интересных подтипов сёдзё-аниме. Вторым таким сериалом считается "Секрет Акко-тян" (1969-1970), созданный по мотивам манги Фудзио Акацуки и определивший дальнейшее развитие канона этого жанра - обычная девочка/девушка получает магический предмет, с помощью которого она может превращаться в кого-то другого (обычно в волшебное существо) и помогать в таком виде людям. Также у нее есть маленький волшебный помощник, обычно животное. Сама же "Ведьма Салли" представляла собой историю принцессы Волшебной Страны, которая вместе с младшим братом, сестрой и котом отправилась жить на Землю и учиться в обычной японской школе. Салли - очень добрая, умная и жизнерадостная волшебница, помогающая своим друзьям выпутываться из разнообразных бед с помощью магии. Ее родители - король и королева, уважают выбор дочери, но ни на минуту не дают ей забыть о ее будущих королевских обязанностях. В этом сериале впервые возник очень важный мотив аниме - утверждение превосходства самой обычной жизни в современной Японии над любой другой, в том числе над самой невероятной и экзотической. Этот мотив очень важен, поскольку воспитывает в зрителях оптимистический взгляд на жизнь, дети и подростки учатся видеть достоинства своей жизни и необычное даже в обычном быту.

Аниме конца 1960-х

В 1966 году начинает выходить еще один популярнейший сёнэн-сериал студии Тоэй - "Киборг 009" по мотивам манги Сётаро Исиномори, а также появляется некоммерческий полнометражный фильм Тэдзуки "Картинки с выставки", содержащий нарисованные в разных стилях сатирические изображения "типичных" характеров людей. В 1967 году начинается производство телесериала студии Тацуноко под названием "На старт! Внимание! Марш!" (1967-1968), первого аниме-сериала на спортивную тему. Он повествовал о приключениях и победах юного автогонщика и его друзей и соперников. В этом же 1967 году начинает выходить аниме-сериал по мотивам первой сёдзё-манги Тэдзуки "Рыцарь с ленточкой". В 1968 году выходит первый спортивный сериал, посвященный самой популярной японской игре того времени - бейсболу. Он назывался "Звезда Гигантов". Уже в следующем году появляется первый спортивный аниме-телесериал для девочек, посвященный волейболу, "Лучшая подача" по мотивам манги Тикако Урано. Оба они были выпущены на студии TMS, очень понравились зрителям и заложили каноны аниме для подростков на спортивные темы. В этом же 1968 году команда молодых сотрудников студии Тоэй Дога во главе с режиссером Исао Такахатой и аниматором Хаяо Миядзаки выпустила один из первых культовых аниме-фильмов "Приключения Хорса - храброго солнечного принца". Он был сделан в период конфликта профсоюза Тоэй Дога (который возглавляли Миядзаки и Такахата) и руководства компании. Этот конфликт отразился как на сюжете фильма (главная идея которого - объединение перед лицом опасного и сильного противника), так и на его прокатной судьбе. Выпустив фильм в прокат всего на 10 дней, руководство компании поставило в вину Такахате полученные в результате небольшие кассовые сборы (на самом деле очень неплохие для 10 дней) и понизило его в должности. Тем не менее, фильм многие посмотрели, и он стал особенно популярен среди студентов (напомним, что это период массовых студенческих выступлений во всем мире). Это был первый аниме-фильм, завоевавший столь взрослую аудиторию. В 1969 году начал выходить самый длинный в истории человечества телевизионный анимационный сериал "Садзаэ-сан" по мотивам уже упоминавшейся манги Матико Хасэгавы. Его показ не закончен до сих пор, уже несколько поколений японцев выросли, наблюдая за приключениями Садзаэ и ее семьи. В том же 1969 году вышли два хорошо известных в России фильма студии Тоэй Дога - "Кот в сапогах" режиссера Кимио Ябуки (его главный герой стал символом студии) и "Корабль-призрак" режиссера Икэды Хироси. В оба эти фильма Миядзаки внес существенный вклад, и оба они сейчас считаются классикой японского детского кино. В этом же 1969 году Тэдзука, расширяя возможности и границы искусства аниме, создал первый полнометражный аниме-фильм для взрослых "1001 ночь" по мотивам знаменитых арабских эротических сказок. Это был первый полнометражный эротический мультфильм в мировой истории. В 1971 году тот же Тэдзука выпустил полнометражное аниме "Клеопатра" - смелую эротическую пародию на исторические фильмы из римской жизни с множеством намеренных несообразностей и анахронизмов.

Заключение

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что в 1970-е годы аниме вступило уже сформировавшимся коммерческим искусством. Были заложены основные жанры - научная и сказочная фантастика, пародия, сатира и юмор, спорт и истории из жизни. Аниме четко разделилось на мужское и женское и вышло за пределы искусства только для маленьких детей. Заявили о себе или начали работать по специальности многие из тех, кого позже назовут классиками аниме. Начала активно развиваться торговля сопутствующими товарами - записями песен, книгами, костюмами, игрушками. Аниме становилось одним из важнейших искусств японской массовой культуры.


Классика 1970-х (1970 - 1979)

Эпоха телевидения

Семидесятые годы прошлого века в истории аниме без преувеличения можно назвать эрой телевидения. Основная часть анимационных фильмов, оказавших существенное влияние на дальнейшее развитие истории аниме, - телевизионные сериалы. Их формат был разработан еще Тэдзукой и его коллегами в начале 1960-х годов: одна серия длиной около 23-25 минут в неделю (всего около 30 минут вместе с блоком рекламы), показываемая в строго определенное телеканалом для этого сериала время (так называемый временной слот). Продолжительность сериала определялась его популярностью: более популярные сериалы шли дольше, менее популярные заканчивались быстро. Но обычно сериалов короче 20-30 серий в 1970-е не делалось. Полнометражные аниме-фильмы обычно создавались только как продолжения популярных телесериалов, поскольку в условиях жесткой конкуренции трата ресурсов на создание рекламно "не раскрученных" фильмов могла обернуться для студий финансовой катастрофой. Эта тенденция сохраняется до сих пор. Сюжеты ТВ-сериалов строились по принципу эпизодности - важно было посмотреть только первые серии, в которых зритель знакомился с главными героями, и последние, в которых наступала развязка. Между ними же шло множество серий, каждая из которых представляла собой отдельную историю из жизни главных героев, так что эти серии можно было пропускать или смотреть в произвольном порядке. Постепенно, однако, складывалась тенденция миграции сюжетов в сторону единых длинных ?саг?, в которой каждая серия была продолжение сюжета предыдущей. В дальнейшем ни одному из этих способов построения сюжета не удалось вытеснить другой, и сейчас они сосуществуют. Обычно "эпизодная" организация была характерна для детских сериалов, а "саговая", или метасюжетная, - для подростковых. Происходило и изменение аудитории аниме. Если прежде ее основой были маленькие дети и младшие подростки 10-12 лет, то теперь поколение зрителей первых аниме уже подросло, но все еще интересовалось мультиками. Поэтому начинают появляться сериалы, рассчитанные на зрителей среднего и старшего подросткового возраста. Набор основных жанров практически не изменился, это - сказки, научная фантастика, исторические легенды, экранизации. Поскольку с этого момента история аниме развивалась в основном внутри жанров, есть мсысл подробнее остановиться на этих жанрах.

"Девочки-волшебницы"

Грандиозный успех вышедших в конце 60-х двух сериалов о девочках, обладающих магическими способностями ("Ведьма Салли" и "Секрет Акко-тян"), предопределил появление целого жанра аниме - о "девочках (или девушках)-волшебницах" (махо-сёдзё). Активно разрабатывать эту тему начала крупнейшая японская анимационная компания Тоэй Дога. Уже второй их сериал, "Секрет Акко-тян", задал основной мотив фильмов о махо-сёдзё, где главная героиня, обычная школьница, каким-то образом приобретает магические способности, которые она должна использовать для определенных целей. В этом ей помогают волшебные помощники, небольшие разумные зверьки (чаще всего кошки). Параллельно, особенно на первых порах, использовался и мотив "Ведьмы Салли" (главная героиня - существо из другого мира), однако доминирующим он не стал. Юные зрительницы предпочли героинь, похожих на них самих. Ключевой особенностью сюжетов этих сериалов является необходимость для девочки прятать свои способности от всех, особенно от ближайших друзей. Ей приходится вести двойную жизнь (впоследствии это нашло воплощение в идее моментального изменения внешнего вида героини в моменты, когда она занимается магией), причем эта двойная жизнь ей не по душе. "Девочки-волшебницы" хотят стать простыми школьницами и не знать ни про какую магию, однако судьба и обстоятельства не дают им такой возможности. Истоки этой концепции лежат в сочетании классических японских патриархальных взглядов на девочку/женщину и пришедшей с Запада новой ментальности, очень внимательной к процессу взросления и становления характера. Двойственность возникших у молодежи представлений о себе и о своей роли в обществе нашла отражение в сериалах о "девочках-волшебницах", а актуальность этой проблемы вызвала огромный интерес к произведениям искусства на эту тему. Однако третий махо-сёдзё-сериал, "Волшебница Мако-тян" (1970-1971), не во всем соответствовал вышеизложенным принципам. Его главной героиней была юная русалочка Мако, дочь Повелителя Драконов, спасшая тонущего юношу по имени Акира, в которого она влюбилась, и, в нарушение законов Моря, превратилась в девушку и стала странствовать по миру в поисках своего возлюбленного. Отличия этого сериала от двух предшествующих были значительны. Во-первых, его героиней была девушка, а не девочка, а, во-вторых, сюжет в большей степени концентрировался на истории ее любви и разнообразных вопросах повседневной и личной жизни людей, чем на собственно магических "фокусах". Очевидно, что этот сериал был предназначен уже не для девочек, а для девушек-подростков. Впрочем, подростки-зрители на тот момент еще по-настоящему не оценили аниме, поэтому большой популярностью он не пользовался и дольше года на экране не продержался. Затем было снято еще несколько сериалов, не особенно удачных, но закрепивших сложившийся канон аниме о махо-сёдзё. Но вот в 1973 году появляется сериал, основательно пошатнувший сложившийся стандарт. Это был сериал "Милашка Хани", созданный по мотивам манги Го Нагая, - первый сериал о махо-сёдзё, предназначенный не для девочек, а для парней-подростков. Дело в том, что телекомпания, с которой был заключен договор на его показ, не имела в тот момент технической возможности показать его в слот ?аниме для девочек?, и предложила сделать это в слоте других экранизаций Го Нагая - сериалов жестоких и мужских. Выбора не было, и аниматорам пришлось адаптировать эстетику "махо-сёдзё" для зрителей-юношей. Именно поэтому главная героиня сериала, девушка по имени Хани Кисараги, узнавшая из завещания своего отца, что она - созданный им андроид, и начавшая бороться с мафией, убившей ее отца, - вполне сформировавшаяся духовно и физически девушка. В этом сериале впервые появились превращения (хэнсин) главной героини, проходящие по кругу ?повседневная одежда - нагота - магический костюм?. Также здесь впервые получила выражение идея магической борьбы со злом. В сюжете практически отсутствовала любовная линия, зато было много элементов научной фантастики (киборги, андроиды, фантастическое оружие). Собственно, сейчас среди исследователей существуют различные мнения по вопросу о том, является ли этот сериал сериалом о "девочках-волшебницах". Но факт остается фактом: его влияние на последующую историю жанра трудно переоценить. Последним значительным сериалом первого поколения "махо-сёдзё" следует назвать сериал "Магичка Мэгу-тян" ("Мадзёкко Мэгу-тян", 1974-1975). В каком-то смысле он вобрал в себя достоинства всех предыдущих сериалов на эту тему. Его главной героиней была Мэгу Кандзаки, пятнадцатилетняя претендентка на трон Королевы Мира Демонов. Для проведения экзамена на этот титул она была послана на Землю, чтобы научиться жить среди людей и усовершенствовать свое искусство. Однако на Земле (действие происходит, разумеется, в Японии) она впервые узнает значение семьи и обычной жизни - ведьмам понятие "семья" неизвестно. Также у Мэгу есть соперница, постоянно строящая козни, и маг, принимающий "экзамен" и тоже устраивающий разные каверзы. Кроме того, у нее есть и "естественные" враги, вплоть до такого персонажа, как Сатана. Это был первый сериал для девочек, где фигурирует реальное зло, а также первый сериал, где героиня - не милая, тихая и ответственная девочка. Наоборот, Мэгу - девочка с характером, бойкая, предприимчивая, часто ведущая себя как мальчишка. Поскольку в фильме было немало эротического юмора и сцен соответствующего содержания, аудитория этого сериала состояла и из девушек, и из парней-подростков. Он был очень популярен и ?выдержал? 72 серии - рекорд жанра. В дальнейшем сериалы о "девушках-волшебницах" существовали в рамках вышеизложенного канона примерно до начала 90-х годов.

Доблестные юноши

Если основным видом аниме для девочек и девушек были сериалы о "девочках-волшебницах", то среди мальчиков и юношей наиболее популярными стали сериалы о "гигантских роботах". Уже в 1960-х появились первые сериалы этого направления, но честь создания канона принадлежит Го Нагаю и сериалу по мотивам его манги "Мазингер Зет" (1972-1974), созданному "Тоэй Дога". Принципиальное отличие этого сериала от предшественников заключалось в том, что главный герой находился внутри управляемого им робота и, таким образом, мог в бою серьезно пострадать или даже погибнуть. Сюжет сериала достаточно прост: двое видных ученых, доктор Кабуто и доктор Хэлл (от англ. - ад), во время археологических раскопок обнаружили обломки древней цивилизации, умевшей создавать огромных боевых роботов. Оба исследователя осознали, что технология такого рода может быть использована для завоевания мира. Доктор Хэлл занялся именно этим, а доктор Кабуто решил ему помешать и создать своего робота, способного бороться с чудовищами доктора Хэлла. Естественно, доктор Хэлл приказал убить доктора Кабуто, и его приспешникам это удалось, но перед самой своей смертью благородный ученый показал своему племяннику Кодзи, как управлять роботом. В результате между доктором Хэллом и мировым господством оказался Кодзи и его огромный робот "Мазингер Зет", а также друзья Кодзи - возлюбленная Саяка Юми на роботе под названием "Афродита А" и смешной толстяк по прозвищу Босс со своим роботом "Босс Борот". Эта доблестная троица на протяжении 92 серий боролась со злом, и сериал снискал себе огромную славу, а также вызвал к жизни множество продолжений и подражаний. Новый жанр сразу же оказался под пристальным вниманием компаний, производящих игрушки и сборные модели. Они оценили перспективный рынок и начали финансировать производство сериалов о "гигантских роботах" в обмен на право производить игрушки по их мотивам и размещать во время показа свою рекламу. Очевидно, что большие, сложные и разборные модели роботов, пользующиеся огромной популярностью среди детей, приносили этим компаниям хорошую прибыль. Поэтому развитие жанра шло под лозунгом "больше героев, больше роботов, сложнее дизайн!". Авторство идеи или конструкции роботов создатели сериалов обычно приписывали внешним силам - инопланетянам или древним цивилизациям. Это давало простор фантазии, предоставляя возможность использовать сложную псевдонаучную терминологию и создавать правдоподобные объяснения принципов придуманной ими технологии, не будучи ограниченными достижениями современной науки. Также вскоре начали эксплуатироваться идеи сборности/разборности робота, изменения им конфигурации, наличие нескольких боевых форм и разнообразие оружия. Важнейшей частью сериалов о "гигантских роботах" была проработка взаимоотношений главных героев. Обычно они объединялись в небольшую, но сплоченную и живущую вместе группу воинов, борющуюся с куда более многочисленным, но менее сплоченным злом. Соответственно, ключевыми словами, описывающим отношения героев, были "дружба и единство", а также "уникальность, единственность" - никаких других шансов на спасение Земли не было. Все это было очень близко сердцам японской молодежи 1970-х, мужская часть которых предпочитала ставить дружбу превыше любви. Собственно, как уже отмечалось, девушки-героини этих сериалов, были скорее "боевыми подругами", чем "любимыми". Среди значительных сериалов этого времени стоит назвать следующие: "Роботы Гетта" (1974-1976), "Инопланетный робот Грендайзер" (1975-1977), "Стальной Джииг" (1975-1976), "Неуязвимый робот Комбаттер-V" (1976-1977), "Межпланетный робот Дангвард Эйс" (1977-1978), "Непобедимый и единственный Дайтарн 3" (1978), "Далтаниос, робот будущего" (1979) и некоторые другие. Аниме-сериалы, основанные на идее сражения со злом небольшой, но сплоченной группы друзей, получили название "сэнтай". Помимо "меха-сэнтая" был и просто "сэнтай" - все то же самое, но без "гигантских роботов". Первым и чрезвычайно популярным сериалом этого жанра стал сериал студии Тацуноко и Тацуо Ёсиды "Команда ученых-ниндзя Гатчамен" (1972-1974). Именно в нем впервые закрепилась формула "команды из пяти человек", каждый из которых обладает уникальными способностями, а все вместе они составляют единую и цельную организацию. Отметим важную концепцию, лежавшую в основе этих сериалов - двойственность науки, возможность использования ее достижений не только во благо, но и во зло. Кстати говоря, начата эта линия была еще в "Могучем Атоме" Тэдзуки. Ведь для страны, пережившей ядерную бомбардировку, идея "атома, служащего людям" была отнюдь не очевидна. Романтический вариант научной фантастики представил в своих манга-произведениях и их аниме-экранизациях еще один виднейший мангака этого периода - Лэйдзи Мацумото. В 1974 году появился его сериал "Космический крейсер Ямато", а в 1978 - сериал "Космический пират капитан Харлок". Особый художественный интерес в них представляли дизайны космических кораблей, выполненные в ретро-стиле и воспроизводившие внешний вид японских военных кораблей времен второй мировой войны. Сюжетно оба сериала являлись масштабными космическими сагами с множеством главных героев, а также со сложными взаимоотношениями между ними и отсутствием четкого разделения на положительных и отрицательных персонажей. Тем не менее, сами понятия Добра и Зла все-таки были разделены достаточно четко (что вообще характерно для аниме 1970-х). В основу характеров своих персонажей Мацумото положил концепции европейского романтизма начала XIX века, а также их более поздние массово-культурные подражания. Иными словами, представления о чести, достоинстве, долге у его героев были сходны с аналогичными представлениями героев Александра Дюма и Фенимора Купера. Именно поэтому сериалы Мацумото были очень популярны у подростков, начавших создавать внутри школьных клубов любителей научной фантастики подразделения фанов японской фантастики. Именно на их основе в дальнейшем в Японии создавались клубы фанов аниме и манги. По мотивам одной из манг Мацумото режиссер Ринтаро снял в 1979 году на студии Тоэй Дога классический полнометражный аниме-фильм "Галактический экспресс 999". В дальнейшем фантастика в ретро-стилистике стала в аниме весьма популярной и заявила о себе в рамках почти всех фантастических сериалов, сделанных в последующие годы. Как объединение этих двух направлений (масштабных космических эпопей и "гигантских роботов") в 1979 году вышел оригинальный сериал студии Санрайз "Мобильный воин ГАНДАМ" (1979-1980), созданный на основе концепции Ёсиуки Томино. Он положил начало множеству сериалов и фильмов эпопеи "Гандам", составляющих несколько масштабных научно-фантастических саг о будущем человечества. Принципиальное отличие этого сериала заключалось в том, что в нем не было никакой необычной техники. В предыдущих сериалах жанра "меха-сэнтай" техника, используемая главными героями, обычно существовала в уникальных экземплярах и являлась своего рода научным чудом. А в сериале "Гандам" роботы, на которых сражались герои, производились массово, и ничего чудесного в них не было - обычный научный прогресс. Понятие "уникальность" здесь распространялось исключительно на самих главных героев. Особый упор авторами сериала был сделан на создание и изложение сложной концепции новой мировой истории, космической политики и т. д. Фактически излагалась история полномасштабной войны, причем не между людьми и Злом (киборгами, роботами, инопланетянами), а между двумя космическими человеческими государственными образованиями. Постепенно начала уходить в прошлое идея "борьбы со Злом", даже в человеческом обличии. На противной главному герою, молодому пилоту Амуро Рэю, стороне сражались не исчадия ада, а такие же пилоты, как он сам. Самый известный из них - Чар Азнабль, был обаятельнее Амуро и гораздо больше полюбился зрителям. Сначала консервативная японская аудитория, не готовая к столь значительным идеологическим изменениям, приняла сериал холодно. Но с каждым годом его популярность росла, и в начале 80-х он стал культовым, оказав огромное влияние на последующие судьбы жанра "меха-сэнтай" и аниме вообще.

Антигерои как главные герои сериалов

Разумеется, помимо "гигантских роботов" и "девушек-волшебниц" было и множество других сериалов и фильмов. Так, в 1970 году вместе со спортивным сериалом студии Муси "Завтрашний Джо" по мотивам манги Тэцуя Тиба и Асао Такамори о молодом боксере в аниме в качестве главного героя пришел антигерой. Джо - совсем не пай-мальчик, он хулиган, грубиян и вообще неприятная личность. Тем не менее, пожилому тренеру удается вытащить парня из тюрьмы и сделать из него чемпиона. Одновременно с этим Джо меняется в лучшую сторону, не становясь, однако, идеальным. Наиболее необычным было то, что в конце сериала Джо погибает, выиграв свой последний бой. Этот аниме-сериал, как и манга, пользовался невероятным успехом, а его концовка стала предметом всенародного обсуждения. Другим антигероем стал в 1971 году персонаж популярного сериала "Люпен III" студии TMS по мотивам манги Манки Панча - гениальный, обаятельный и сексуально неудовлетворенный вор Люпен III, внук знаменитого героя детективов Мориса Леблана - благородного вора Арсена Люпена. Манга была едкой пародией на кинофильмы о бравых шпионах и ворах, а аниме-сериал получился чуть более серьезным и приключенческим. Этот сериал имел несколько продолжений, к которым прямое отношение как режиссер и аниматор имел Хаяо Миядзаки. В частности, сделанный им как режиссером полнометражный фильм "Люпен III: Замок Калиостро" студии TMS (1979) был вторым полнометражным аниме-фильмом из цикла о Люпене. До появления в 1985 году фильма "Наусика из Долины Ветров" он назывался читателями популярного японского журнала "Анимейдж" лучшим фильмом в истории аниме. Приключения Люпена и его друзей, постоянно попадающих в различные криминальные переделки, были все же далеки от высот моральных ценностей, обычно демонстрируемых в сериалах для юношества, и имели отчетливый сексуальный характер. Впрочем, именно Миядзаки создал более пристойный вариант истории Люпена, сделав акцент на путешествия и приключения, а не на эротические фантазии главного героя. Еще одним важным сериалом с героем сомнительной правильности был сериал все того же Го Нагая "Человек-демон" (1972). Главный герой в нем боролся с демонами, "естественными врагами человечества", пожирающими и человеческую плоть, и души, но для этого он сам превращался в такого же демона. Моральная неоднозначность такой ситуации впоследствии неоднократно обыгрывалась в аниме.

Фильмы и сериалы для детей

Разумеется, несмотря ни на что, основными зрителями аниме были дети. Поэтому в 1970-е большая часть аниме делалась для детей и обычно не поднимала столь сложных и важных проблем, как описанные выше. По уже сложившейся традиции основным жанром аниме для детей были экранизации классических европейских и восточных сказок и легенд. В частности, в 1971 году был снят "Али Баба и сорок разбойников" - продолжение старой линии масштабных полнометражных экранизаций студии Тоэй Дога. Но рынок показал неэффективность такого рода вложений, и уже к середине 70-х основным видом аниме для детей тоже стали сериалы. Важную роль здесь сыграла студия Ниппон Анимейшн, основанная в 1975 году при деятельном участии Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты и сразу же "выстрелившая" целой обоймой сериалов - "Пес Фландерсов", "Приключения пчелки Майи", "Приключения Синбада-морехода" - и продолжавшая каждый год выпускать новые детские аниме сериалы. Среди других ее работ стоит отметить "Приключения Пиноккио" (1976), "Три тысячи лиг в поисках матери" (1976), "Енот по имени Раскал" (1977), "Конан - мальчик из будущего" (1978), и, просто как курьез, - "Медвежонок Миша" (1979). Как видно из названий, основными действующими лицами были либо герои сказок, либо разумные животные. В этом продолжалась традиция "анимации от Диснея", однако, подвергающаяся все более сильному влиянию других жанров аниме. Так, "Конан", созданный Хаяо Миядзаки, был сделан на стыке сказочного и фантастического жанров. Верхом деятельности экранизаторов в 1970-е годы стоит считать проект "Театр шедевров всего мира" (1969-1997). Начавшись как совместный проект студий TMS и Муси по экранизации сериала "Муми-тролли" (1969-1970), в 1975 году он перешел в руки компании Ниппон Анимейшн. Вплоть до 1997 года она исправно выпускала экранизации детской европейской и американской литературной классики, всего создав 23 аниме-сериала. Также стоит упомянуть два значительных детских ТВ-сериала на основе оригинальной манги, один - для мальчиков, другой - для девочек. Первый - это очень популярный детский фантастический сериал "Дораэмон" по мотивам манги Фудзико Фудзио, который начали снимать в 1973 году, затем прекратили, и с 1979 года он идет до сих пор. Сериал рассказывает о приключениях обычного маленького, но очень невезучего мальчика, которому его внук, чтобы исправить свою семейную карму, прислал из будущего разумного и говорящего огромного кота-робота по имени Дораэмон, по своему разумению пытающемуся помогать главному герою и его семье в жизни. Второй сериал - аниме для девочек "Роза Версаля" (1979-1980) по мотивам манги Риёко Икэды, очень красивый исторический романтический сериал, действие которого происходит во времена, предшествующие Французской Революции. "Роза Версаля" - это культовая манга, легшая в основу "женского" направления манги, которая не только делалась для девушек, но и создавалась девушками. В основе ее сюжета - жизнь королевы Марии-Антуанетты и ее друга по имени Оскар, капитана дворцовой стражи. Оскар на самом деле - девушка, одевающаяся как юноша и ведущая себя как молодой человек. Это один из первых персонажей такого рода, появившийся в аниме. Характерно, что она - не японка, так как продолжительное время считалось, что показ японской девушки, ведущей себя подобным образом, - вещь совершенно недопустимая. Поэтому действие сериалов на эту тему изначально перемещали за пределы Японии. Действие сериала происходит в пышных декорациях Версаля в светской жизни самого роскошного двора Европы и заканчивается Революцией, в которой погибают (по обе стороны баррикад) все главные действующие лица. Эстетика этого аниме оказала колоссальное влияние на сёдзё-аниме (аниме для девочек) последующих лет. Здесь же стоит упомянуть популярный романтический приключенческий сериал для девочек "Кенди-Кенди" (1976-1979), действие которого тоже происходит за пределами Японии. Естественно, были фильмы и сериалы по мотивам событий японской истории. В качестве примера можно назвать сериал студии Тоэй Дога "Иэясу Токугава в юности" (1975), повествующий о молодости знаменитого правителя Японии XVII века.

Итоги

Аниме 1970-х было технически и эстетически совершеннее, чем аниме 1960-х. Аниматоры "набили руку", а продюсеры вкладывали все большие деньги в отрасль, приносящую прибыль. Значительно расширялись жанровые рамки, создавая дополнительное пространство для проявления творческих возможностей создателей аниме. Уже к началу 1980-х становилось понятно, что ничего аналогичного по масштабности и разнообразию жанров в истории анимации не было, хотя известно и популярно аниме все еще было почти исключительно в самой Японии. Тем не менее, именно в 1970-е выросло первое поколение, полностью воспитанное на аниме и манге. Придя в коммерческую анимацию в середине 1980-х, аниматоры этого поколения сделали аниме искусством, уже полтора десятка лет активно завоевывающим весь мир. Многие каноны и штампы аниме 1970-х впоследствии были переосмыслены на новом техническом и художественном уровне, но все еще продолжают жить и радовать уже несколько поколений любителей аниме.


Начало "Золотого века" (1980-1985)

Новое поколение зрителей

Начало 1980-х годов в истории аниме ознаменовалось событием чрезвычайной важности. Сериал "Мобильный воин Гандам" оказал совершенно особое влияние на аудиторию - из существовавших до этого в Японии клубов подростков - любителей научной фантастики стали понемногу выделяться клубы подростков - фанов научно-фантастического аниме. Так начали появляться аниме-отаку (в Японии "отаку" называют фанов вообще, а за пределами Японии - фанов аниме и манги). Значение этого события трудно переоценить. Подростки, родившиеся в 1960-х, всю свою жизнь смотрели аниме по телевизору и в кино. Оно формировало их мышление, давало ориентиры для подражания. Пройдя с аниме все детство, подростки-зрители хотели нового аниме, более серьезного, в большей степени отвечающего их "взрослым" интересам. Конечно, это не значит, что серьезного аниме до начала 1980-х не было. Но лишь в эти годы возникла большая рыночная ниша подросткового аниме, куда потекли капиталовложения фирм-спонсоров. И молодые аниматоры поколения Мамору Осии, всерьез рассматривающие аниме как средство художественного самовыражения, и умудренные профессионалы поколения Хаяо Миядзаки, уставшие рисовать "детские" сериалы, пошли по следам спонсорских денег. Они создали новую индустрию, сделавшую аниме фактом не только японской, но и мировой культурной жизни. Одновременно с этим начал развиваться и фановый, полулегальный рынок. На нем продавалось как разного рода самостоятельное творчество фанов аниме (манга, модели, костюмы), так и пиратские записи аниме с ТВ, нелегальные копии и т. д. В дальнейшем некоторые активные участники этого рынка становились серьезными коммерческими творцами и коммерсантами. В частности, здесь можно назвать группу мангак "КЛАМП" (CLAMP) и аниме-студию "ГАЙНАКС" (GAINAX). Широкое развитие получили также фановые и коммерческие журналы об аниме и манге.

"Космические оперы" и немного музыки

Начало 1980-х - это все еще господство космического жанра научной фантастики. На волне популярности сериала "Гандам" выходит еще несколько аналогичных сериалов, в том числе и продолжения самого "Гандам". Также появляются цветные версии классических сериалов "Железный человек номер 28" (1980) и "Могучий Атом" (1980). Продолжают выходить фильмы и сериалы - экранизации произведений Лэйдзи Мацумото, среди которых важное место занимает полнометражное аниме "Аркадия моей юности" (1982) - предыстория приключений капитана Харлока, очень популярная среди японских фанов, в том числе и потому, что несла на себе явный отпечаток антиамериканских настроений Мацумото. Среди новых космических "меха-сэнтай"-сериалов можно назвать "Космический император-бог Сигма" (1980), "Космический воин Балдиос" (1981), "Повелитель Ста Зверей Голион" (1982), "Механизированный батальон Дайраггер XV" (1982) и некоторые другие. В 1982 году на экраны выходит сериал "Великая космическая крепость Макросс" (1982-1983), созданный Нобору Исигуро и Ёсимасой Ониси на студиях Студио Ню и Артлэнд при поддержке студии Тацуноко. Изначально он задумывался как пародия, созданная молодыми художниками и дизайнерами, чтобы поиздеваться над клише "космических опер". Однако оказалось, что он сам стал самой популярной "космической оперой" в истории аниме. "Макросс" внес ряд изменений в вышеупомянутые клише. Во-первых, его главный герой Хикару Итидзё был отнюдь не лучшим пилотом и вообще не слишком "крутым" воякой. Во-вторых, самым главным оружием против инопланетных захватчиков оказалось не военное превосходство, а культурное наследие. Огромные и могучие инопланетяне побеждались песнями в исполнении главной героини - Линн Минмэй, популярной певицы и подружки главного героя. При этом к концу сериала Хикару осознавал, что избранница его сердца - отнюдь не Минмэй, а потомственная военная и его прямой начальник - майор Миса Хаясэ. Введение в сериал такого персонажа, как Минмэй, диктовалось новой ситуацией в японской поп-музыке. Она постепенно выходила из послевоенного творческого кризиса и становилась популярной среди молодежи (которая раньше предпочитала американскую музыку). Во многом это происходило благодаря внедрению в японскую поп-музыку концепции "идолов" - юных (зачастую несовершеннолетних) исполнителей, которых продюсеры находили с помощью специальных конкурсов, подписывали с ними кабальные контракты и контролировали каждую секунду их жизни. Основой привлекательности "идолов" для молодежи было не столько их вокальное мастерство, сколько красота и возможность подпевать им в только что появившихся караоке-барах. Ведь для подпевания совершенно необходимо, чтобы песня была написана на родном языке подпевающего, и американская музыка для этого не подходила. Вышедший в 1984 году полнометражный аниме-фильм "Великая космическая крепость Макросс: Помнишь ли нашу любовь?" закрепил жанровый успех сериала. Заглавная песня "Ай Обоэтэ Имасу Ка" в исполнении Мари Идзимы (озвучивавшей в сериале и фильме Минмэй) заняла призовые места в японских хит-парадах. К аниме-музыке стали относиться серьезно. Другой значительный "космический" полнометражный аниме-фильм, сделанный в этом время, - "Жар-птица 2772: Космозона Любви" (1980), последняя работа Тэдзуки в коммерческой анимации на студии Тэдзука Продакшнз, созданной им после банкротства в середине 1970-х студии Муси. Этот фильм, несмотря на морально устаревшее графическое решение, оказал значительное влияние на аниме-профессионалов. Также он ознаменовал собой другое важное явление - возрастание популярности полнометражного аниме, сделанного не на основе телесериалов (этот фильм был создан по мотивам манги Тэдзуки "Жар-птица", но не являлся экранизацией и представлял собой самостоятельное авторское развитие ее сюжета).

Развитие фантастической комедии

Одним из первых экспериментов в жанре "фантастической комедии" стал сериал студии "Тоэй Дога" по мотивам манги Акиры Ториямы "Доктор Сламп" (1981-1986). Характерные персонажи "героического" аниме, сумасшедший ученый Сламп и его творение - девочка-робот Арале, не спасали мир, а творили всякие смешные глупости, с трудом из них выпутываясь. Второй эксперимент в этом жанре был куда более популярен и определил сюжетные линии комедийных и романтических аниме на много лет вперед. Речь идет о первой экранизации манги Румико Такахаси "Несносные пришельцы" (1981-1986). Это телесериал, созданный на студии Китти Филмс молодым режиссером Мамору Осии, пришедшим в мир аниме из мира кино. Такое сочетание тонкого лиризма, безудержного юмора и сатиры, фантастических и реалистичных персонажей, любовных интриг и невероятных приключений, наверно, не будет воспроизведено уже никогда. Особенное влияние на дальнейшее развитие аниме оказали характеры персонажей этого сериала. Скажем, неадекватный, сексуально озабоченный циник Атару, в критических ситуациях проявляющий себя с лучшей стороны, или влюбившаяся в него принцесса-инопланетянка Лам, являвшая сочетание неприкрытого садизма, идеальной жены и бесконечного коварства. Впоследствии такие нестандартные характеры стали обычны для подросткового аниме, но в те времена они были сенсацией. Основой сюжета этого сериала был любовный треугольник Атару, Лам и Синобу - старой знакомой Атару, ревнующей его к принцессе-инопланетянке. Выбор, который Атару делает в пользу Лам, стал традиционным для этого поколения сёдзё-аниме - парень выбирает девушку необычную и загадочную, а не подругу детства.

Новый формат - видеоаниме

В 1983 году произошло событие, сыгравшее принципиальную роль в истории аниме. Мамору Осии на студии Студио Пьерро выпустил первое в истории Японии аниме, изначально предназначенное для продажи на видео - "Даллас: Приказ уничтожить Даллас". С этого момента в японской анимации появилась новая степень свободы. Теперь можно было создавать аниме, сочетающее в себе достоинства полнометражного фильма (качество анимации и четкое единство сюжетной линии) и сериала (размер, многосерийность). Видеоаниме было рассчитано на аудиторию зрителей, имеющих достаточные средства для покупки интересных им кассет. Естественно, такими зрителями в первую очередь стали фаны-отаку. Новый вид анимации получил название OAV или OVA ("Original Animation Video" - анимация для продажи на видео). OAV представляли собой либо большие фильмы, либо небольшие видеосериалы, каждая серия которых продавалась отдельно. Уже 1984 год подарил такой шедевр видеоанимации, как мистико-фантастический "Рождение", более известный как "Мир Талисмана", а в 1985 году такие видеосериалы, как комедийно-фантастический "Грязная парочка", комедийный сериал о приключениях огромного кота "Что с Майклом?", а также первую из видеоэкранизаций произведений Румико Такахаси блестящий фантастико-мистический "Сквозь огонь" и классику аниме-мистики - "Д - охотник на вампиров" по мотивам романа Хидэюки Кикути, фильм созданный режиссером и дизайнером Ёсиаки Кавадзири. Особо следует выделить культовый OAV режиссера Мамору Осии и художника Ёситаки Амано "Яйцо ангела" (1984). Кроме того, следует отметить первый киберпанк-OAV "Мегазона 23" (1985) режиссера Нобору Исигуро и молодой студии Анимейшн Интернэшнл Корпорэйшн (AIC). В нем впервые были использованы многие ставшие впоследствии каноническими киберпанк-мотивы - рок-исполнители-киборги; банды мотоциклистов; идея несоответствия виртуального мира, в котором живут персонажи, и реальной жизни; особая роль в таком мире специалистов по компьютерам - хакеров. Разумеется, основное влияние на эту эстетику оказал американский фантастический фильм режиссера Ридли Скотта "Бегущий по лезвию бритвы", надолго определивший киберпанк-традицию в кино и анимации всего мира. В последующие годы OAV достигли значительного расцвета и существенно продвинули развитие аниме. К сожалению, по ряду финансовых причин, с 1993 года наблюдается снижение производства OVA.

Полнометражная анимация

Фильм "Жар-птица 2772" Тэдзуки поднял интерес зрителей к полнометражным аниме на самостоятельные сюжеты. Нельзя не указать на три достаточно известных фильма этого времени - детский "Юнико" (1981), фантастический "Невероятные космические приключения Кобры" (1982) и исторический "Босоногий Гэн" (1983) - экранизация классической манги Кэйдзи Накадзавы о жизни японской семьи, пережившей бомбардировку Хиросимы. Также нельзя не указать на шедевр мрачной аниме-апокалиптики "Великая Война с Гэммой" (1983) режиссера Ринтаро и первое аниме с компьютерными спецэффектами - криминальный боевик "Голго 13" (1983) режиссера Осаму Дэдзаки. Однако подлинным событием в мире полнометражной анимации стал фильм Хаяо Миядзаки 1984 года по мотивам его же манги - "Наусика из Долины Ветров". Это поэтичная история принцессы маленького, но гордого горного народа, существованию которого угрожает не только война двух пограничных с ним империй, но и экологическая катастрофа в мире, пережившем много лет назад ужасную биологическую войну. "Наусика" причудливо сочетала любимый Миядзаки ретро-стиль дизайна костюмов и техники и невероятные фантастические ландшафты мутировавшей под действием биологического оружия природы. Сам мастер всегда был не очень высокого мнения об этом фильме, потому что для экранизации своей написанной в тот момент лишь на четверть манги он вынужден был придумать быструю и неудачную развязку. Это была первая независимая работа Миядзаки, к которой он привлек аниматоров студии Топкрафт, сделавших для этого несколько фильмов совместно с американской компанией Рэнкин-Басс. Из числа этих фильмов наиболее известны "Хоббит" (1978), экранизация повести Джона Рональда Толкиена, и "Последний Единорог" (1982), экранизация повести Питера Бигля. В дальнейшем эта команда составила костяк студии Гибли, которую через два года основали Миядзаки и Исао Такахата. В создании "Наусики" принял участие молодой аниматор Хидэаки Анно (впоследствии - культовый аниме- и кинорежиссер). Фаны с ночи занимали очереди за билетами, а в жизни Миядзаки начался период наиболее значительных художественных свершений. Новый стандарт качества полнометражного аниме тут же был использован в фильме Ринтаро "Божественный Меч" (1985) - более чем двухчасовой эпопеи о жизни молодого воина, несправедливо обвиненного в убийстве своей матери и путешествующего по всему миру, чтобы отомстить ее настоящим убийцам. В том же 1985 году режиссер Гисабуро Сугии снял фильм "Ночь в поезде по Млечному Пути" по мотивам манги Хироси Масумуры, в свою очередь, написанной по мотивам мистической книги популярнейшего японского писателя начала века Кэндзи Миядзавы. Это было поэтическое повествование о путешествии двух друзей по железной дороге, протянувшейся в небеса и ведущей человека путем испытаний души. В отличие от книги стилистическая особенность манги и фильма заключалось в том, что все персонажи были изображены в виде кошек. Такова художественная особенность всех творений Масумуры. Но это было еще только начало развития полнометражной анимации. Пик его пришелся на следующий период - вторую половину 1980-х годов.

Прочие достижения

Появление новых жанров и направлений аниме, однако, никогда не уничтожало жанры и направления, существовавшие ранее. Они продолжали развиваться и совершенствоваться. Ниппон Анимейшн делала экранизации детских книг и сказок. Выходили новые сериалы и фильмы мегасериала "Дораэмон", в 1981 году студия Тацуноко выпустила сериал "Суперкнига" - аниме-изложение библейских историй. Продолжали выходить "махо-сёдзё"-аниме. В 1980 году начинает выходить сериал студии Тоэй Дога "Юная волшебница Лалабель" (1980-1981). Это был первый сериал такого рода, создававшийся исходя из соображений продажи игрушек. Поэтому главная героиня и ее противники использовали в сражениях множество различных предметов, которые потом выпускались в продажу в комплекте игровых наборов. Сериал был весьма популярен, но после него Тоэй Дога до конца 1980-х аниме о "девочках-волшебницах" не делала. Эстафету подхватила Аси Продакшн и создала сериал "Принцесса-волшебница Минки Момо" (1982-1983). Значительным отличием от предыдущих аналогичных сериалов был необычный поворот сюжета в самом конце - главная героиня, принцесса волшебной Страны Грез, долго жившая на Земле, чтобы возвращать людям их утерянные мечты, попадает под машину, погибает... и возрождается в новой жизни уже человеком. До этого смерть (а тем более - смерть главной героини) в такого рода повествовании считалась совершенно невозможной. Даже противники только побеждались, но не уничтожались. Еще одним игроком на поле аниме про "девушек-волшебниц" объявила себя Студио Пьерро, выпустив сериал "Волшебный ангел Крими Мами" (1983-1984). Его принципиальное отличие заключалось в том, что главная героиня - Юу Морисава, получив от странного инопланетянина волшебную палочку и превращаясь с ее помощью из 10-тилетней девочки в 16-тилетнюю девушку, обнаружила, что это палочка, работая как микрофон, сделала ее (во взрослом облике) супер-звездой под псевдонимом Крими Мами. В результате Юу начинает жить двойной жизнью, одновременно переживая сложности отношений со своим одноклассником Тосё, фаном Крими Мами, но полностью игнорирующим саму Юу. Как уже отмечалось выше, сюжет с юной поп-звездой - это веяние времени, признак нового положения вещей в японском шоу-бизнесе. На аналогичной сюжетной завязке (маленькая неудачница с помощью волшебства на время становится взрослой и удачливой девушкой, а затем пытается совместить два пласта своего бытия в один) построены и два других сериала этого времени Студио Пьерро - "Волшебная фея Пелсия" (1984-1985) и "Волшебная Звезда - Колдунья Эми" (1985-1986). В 1984 году был создан провозвестник "жестоких фильмов" - сериал студии Тоэй Дога "Кулак Северной Звезды" о приключениях мастера боевых искусств в постапокалиптическом мире. Он был очень кровав и жесток, и сделанный по его мотивам полнометражный аниме-фильм до сих пор считается одним из самых кровавых аниме в истории. С 1985 года начал выходить популярнейший спортивный сериал о баскетболе - "Касание" (1985-1987). В целом, можно констатировать, что для подлинного расцвета аниме все было готово. Оставалось только немного подождать...
Может вы знаете ещё что-то интересненькое?


Аватара пользователя
КендиТерриЯ
Основатель и ex-админ candy-terry.com
Сообщения: 4645
Зарегистрирован: 05 июн 2006, 11:01
Род занятий: http://candy-terry.com
Откуда: Украина
Контактная информация:

Сообщение КендиТерриЯ » 03 фев 2007, 22:48

Стили, жанры аниме и манги - (аниме и манга - anime and manga)

Echi (эти)
Echi происходит от японского произношения буквы "h" - первой буквы слова хентай. Японцы употребляют Echi для обозначения слова "извращенный" с более мягким значением, чем хентай. Echi аниме обычно содержит огромное количество сексуальных приколов, ситуаций с сексуальным подтекстом, но в нем никогда не бывает (п)-(о)-(р)-(н)-(о)графии. Яркими примерами этого жанра могут послужить всем известные сериалы "Love Hina" или Ranma".

(хентай).
С Японского это слово переводится как "извращенный". Однако за пределами Японии это слово стало употребляться в несколько ином значении и обозначать аниме с порнографическими элементами. В Японии такое аниме называется "поруно аниме" ^_^ или Эро; не трудно догадаться, откуда произошли такие названия.

Seinen (сеинен)Не очень популярный жанр, так как направлен на достаточно узкую аудиторию - юношей старшеклассников. По своей сути сеинен аниме это более сложное сёнен аниме. Сюжеты сеинен аниме зачастую имеют схожую основу с сёнен, но в них больше психологии, насмешки, насилия, сексуальности. В общем, это аниме для более взрослой аудитории. Основной акцент делается на сюжет, нежели чем на действия. Персонажи и их отношения зачастую разработаны более детально, чем в сёнен аниме или манге. Из-за этого, а также из-за романтической направленности, в некоторой степени присущей сейнен, его иногда путают с более известным за пределами Японии жанром - сёдзё. Однако, сюжеты сеинен более реалистичны, мрачны, что является противоположностью идеализированным историям любви, часто встречающимся в сёдзё.
Несмотря на то, что, в основном, сеинен аниме отличается реалистичностью, могут встретиться аниме, не подходящие под такое описание. Но они все равно будут отнесены к этому жанру, если их целевая аудитория - взрослые юноши.

Shoudjo (сёдзё)Аниме и манга, аудиторию которой составляют девушки. Сюжеты сёдзё аниме или манги - это обычно романтические истории любви. В сёдзё обычно очень хорошо прорисованы персонажи и их отношения.
Самыми яркими представителями сёдзё можно назвать такие шедевры мангаки как Fool Moon Wo Sagashite (Tanemura Arina), Ayashe no Ceres (Watase Yuu).

Хочется сказать несколько слов о графическом стиле манги сёдзё. Поскольку основными читательницами (да и создателями ~_^) такой манги являются девушки, графика изобилует кавайными скринтонами (т.е. симпатичнами фонами), такими как всевозможные цветы и тому подобное. Раскадровка обычно бывает достаточно хаотичной, один кадр заезжает на другой, а персонаж манги может быть нарисован вне кадров. Несмотря на это, читать такую мангу достаточно легко и приятно.

Shoudjo-ai (сёдзё-аи)Романтические истории, повествующие о любовных отношениях между девушками. Не стоит путать этот жанр с юри. В сёдзё-аи присутствуют исключительно платонические отношения и никакой (п)-(о)-(р)-(н)-(о)графии.

Shounen (сёнен)Сёнен манга нацелена главным образом на мальчиков. Это могут быть истории о сражениях (например, Rurouni Kenshin, Flame of Recca), где главные герои мужественно борются во имя своих идеалов. Обычно персонажи таких аниме и манга наделены какими-нибудь сверхъестественными способностями и отличаются от обычных людей (если они вообще люди).
В сёнен манге могут присутсвовать и роботы ("Меха"), однако события в них по своей идеологии схожи со сражениями героев-людей. Отличие же в том, что в данном случае это не самураи, а роботы.
Но драки и бесшабашные приключение не единственное направление жанра сёнен. Часто встречающются романтические истории, такие как Video Girl Ai или комедийные романтические истории, такие как Love Hina. В них сюжет и отношения героев занимают более главенсвующую позицию.
Графически манга сёнен достаточно сильно отличается от манги сёдзе. Кадры обычно имеют четкие границы, не пересекаются, а рисунки практически никогда не выступают за границы кадра.

Yaoi (яой)Это аниме или манга, содержащая сексуальные отношения между мужчинами. Не смотря на это, яой предназначен главным образом для женской аудитории. Слово Yaoi является аббревиатрой японской фразы "Yama nashi, Ochi nashi, Imi nashi", что переводится как "Нет кульминации, нет завязки, нет смысла", поскольку, в отличие от сёнен-аи яой фокусируется главным образом на сексе, а не на сюжете.

Mecha (меха)
Фантастические приспособления, мощные устройства, космические коробли, гигантские (и не очень) роботы - главные персонажи жанра меха.

Yuri (юри)
Описывает сексуальные отношения между женщинами.

Аватара пользователя
Ksenia
Baka-moder ^^
Baka-moder ^^
Сообщения: 4231
Зарегистрирован: 21 дек 2006, 23:09
День рождения: 6 марта
Статус: Бестолочь... Просто бестолочь.
Контактная информация:

Сообщение Ksenia » 17 фев 2008, 11:33

Еще немного о жанре (честно признаюсь, свиснула статью с Выборгского форума :oops: в ней чуть подробнее разобраны жанры, имеющие японское и анимешное происхождение):

Помимо обычных для кино и мультипликации жанров аниме также делят:
по целевой аудитории:
Кодомо-фниме ? аниме для детей.
Сёнэн-аниме (Shounen) ? аниме для старших мальчиков и юношей (с 12 до 16-18 лет). Сёнен манга нацелена главным образом на мальчиков. Это могут быть истории о сражениях (например, Rurouni Kenshin, Flame of Recca), где главные герои мужественно борются во имя своих идеалов. Обычно персонажи таких аниме и манга наделены какими-нибудь сверхъестественными способностями и отличаются от обычных людей (если они вообще люди).
В сёнен манге могут присутсвовать и роботы ("Меха"), однако события в них по своей идеологии схожи со сражениями героев-людей. Отличие же в том, что в данном случае это не самураи, а роботы.
Но драки и бесшабашные приключение не единственное направление жанра сёнен. Часто встречающются романтические истории, такие как Video Girl Ai или комедийные романтические истории, такие как Love Hina. В них сюжет и отношения героев занимают более главенсвующую позицию.
Графически манга сёнен достаточно сильно отличается от манги сёдзе. Кадры обычно имеют четкие границы, не пересекаются, а рисунки практически никогда не выступают за границы кадра.
Сёдзё-аниме (Shoudjo) ? аниме для старших девочек и девушек (с 12 до 16-18 лет).Аниме и манга, аудиторию которой составляют девушки. Сюжеты сёдзё аниме или манги - это обычно романтические истории любви. В сёдзё обычно очень хорошо прорисованы персонажи и их отношения.
Самыми яркими представителями сёдзё можно назвать такие шедевры мангаки как Fool Moon Wo Sagashite (Tanemura Arina), Ayashe no Ceres (Watase Yuu).
Хочется сказать несколько слов о графическом стиле манги сёдзё. Поскольку основными читательницами (да и создателями ~_^) такой манги являются девушки, графика изобилует кавайными скринтонами (т.е. симпатичнами фонами), такими как всевозможные цветы и тому подобное. Раскадровка обычно бывает достаточно хаотичной, один кадр заезжает на другой, а персонаж манги может быть нарисован вне кадров. Несмотря на это, читать такую мангу достаточно легко и приятно.
Сэйнэн-аниме (Seinen) ? аниме для мужчин.Не очень популярный жанр, так как направлен на достаточно узкую аудиторию - юношей старшеклассников. По своей сути сеинен аниме это более сложное сёнен аниме. Сюжеты сеинен аниме зачастую имеют схожую основу с сёнен, но в них больше психологии, насмешки, насилия, сексуальности. В общем, это аниме для более взрослой аудитории. Основной акцент делается на сюжет, нежели чем на действия. Персонажи и их отношения зачастую разработаны более детально, чем в сёнен аниме или манге. Из-за этого, а также из-за романтической направленности, в некоторой степени присущей сейнен, его иногда путают с более известным за пределами Японии жанром - сёдзё. Однако, сюжеты сеинен более реалистичны, мрачны, что является противоположностью идеализированным историям любви, часто встречающимся в сёдзё.
Несмотря на то, что, в основном, сеинен аниме отличается реалистичностью, могут встретиться аниме, не подходящие под такое описание. Но они все равно будут отнесены к этому жанру, если их целевая аудитория - взрослые юноши.
Дзёсэй-аниме ? аниме для женщин.
по антуражу и технологиям:
Меха ? сложные механизмы, как правило, самодвижущиеся, не имеющие реальных прототипов (то есть придуманные специально для данного проекта). Обычно этим термином обозначают ?гигантских роботов?, огромные человекоуправляемые боевые машины. Жанр ?меха? характеризуется активным использованием меха.
Технопанк - жанр научной фантастики, ставящий целью раскрытие всех потенциальных возможностей той или иной технологии, господствовавшей в определённый временной период или в определённой цивилизации.
Технопанк очень близок к альтернативной истории, но принципиальное отличие в том, что в технопанке реконструкция стилистическая, а не историческая.
- Стимпанк(паропанк) ? жанр научной фантастики, моделирующий мир, который в совершенстве освоил технологию паровых машин. Как правило, стилизация идет под викторианскую Англию (XIX век) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. К ?панковскому? компоненту стимпанка относится особый акцент на ?низкой человеческой природе?, движимой низкими страстями ? похотью, гневом, тщеславием, корыстью и завистью. Особое внимание уделяется бытовым и физиологическим подробностям жизни главных героев. Общий стиль стимпанка выглядит циничным (грубо-откровенным) и пессимистичным (антиутопическим).
- Дизельпанк (бензопанк) ? жанр фантастики, описывающий технологический мир уровня 20-50-х гг XX века. Мир дизельпанка лежит по хронологической шкале между стимпанком и киберпанком. Мир дизельпанка центрирован дизельным двигателем внутреннего сгорания, который используется как мотор для дирижаблей, аэропланов, автомобилей и подводных лодок.
- Киберпанк ? жанр научной фантастики, фокусирующийся на компьютерах, высоких технологиях и проблемах, возникающих в обществе в связи с губительным применением плодов технологического прогресса.
- Технофэнтези ? жанр фантастики, поджанр фэнтези, описывающий мир в котором бок о бок соседствуют технология и магия.
по психологии, целям и отношениям персонажей:
Сэнтай ? дословно ?группа/команда?, жанр аниме, рассказывающий о приключениях небольшой постоянной команды персонажей, борющихся с кем-либо или с чем-либо.
Спокон ? жанр аниме, рассказывающий о юных спортсменах, добивающихся успеха путём воспитания в себе воли к победе. Объединение слов ?спорт? и ?кондзё? (?сила воли?).
Махо-сёдзё ? ?девочки-волшебницы?, жанр сёдзё-аниме, рассказывающий о приключениях девочек, наделённых магической силой. Концентрируется на проблемах женского взросления.
Гарем ? жанр отношений в аниме, в котором персонаж мужского пола оказывается окружён большим количеством женщин, существует, но реже встречается, обратный гарем, соответственно, когда девушка окружена парнями.
Прочие:
Самурайский боевик ? жанр исторического сёнэн-аниме о жизни самурая и команды его друзей.
Боевые искусства ? жанр аниме, сюжет которого связан с противостоянием мастеров различных боевых искусств.
Отаку ? разновидность аниме, содержащая ссылки на жизнь и деятельность отаку.
Хентай/Этти ? порнографическое или эротическое аниме соответственно. Echi происходит от японского произношения буквы "h" - первой буквы слова хентай. Японцы употребляют Echi для обозначения слова "извращенный" с более мягким значением, чем хентай. Echi аниме обычно содержит огромное количество сексуальных приколов, ситуаций с сексуальным подтекстом, но в нем никогда не бывает порнографии. Яркими примерами этого жанра могут послужить всем известные сериалы "Love Hina" или Ranma".
Hentai (хентай):
С Японского это слово переводится как "извращенный". Однако за пределами Японии это слово стало употребляться в несколько ином значении и обозначать аниме с порнографическими элементами. В Японии такое аниме называется "поруно аниме" ^_^ или Эро; не трудно догадаться, откуда произошли такие названия.
Яой (Yaoi) ? о мужских гомосексуальных отношениях. Это аниме или манга, содержащая сексуальные отношения между мужчинами. Не смотря на это, яой предназначен главным образом для женской аудитории. Слово Yaoi является аббревиатрой японской фразы "Yama nashi, Ochi nashi, Imi nashi", что переводится как "Нет кульминации, нет завязки, нет смысла", поскольку, в отличие от сёнен-аи яой фокусируется главным образом на сексе, а не на сюжете.
Юри (Yuri) ? о женских гомосексуальных отношениях.
Сётакон ? аниме романтического (и обычного эротического/порнографического) характера, описывающее сексуальные отношения, в которых участвуют юноши младшего школьного и дошкольного возраста.
Лоликон ? аниме романтического (и обычного эротического/порнографического) характера, описывающее сексуальные отношения, в которых участвуют маленькие девочки.
Сёдзё-Ай (Shoudjo-ai) ? аниме, описывающая любовь девушки к девушке. Отличается от Юри отсутствием откровенных сцен.
Сёнэн-ай (Shounen-ai) ? аниме, описывающая любовь юноши к юноше. Отличается от Яойя отсутствием откровенных сцен.

Ответить

Вернуться в «Аниме и манга»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей